+38 (0532) 629-990, +38 (0532) 629- 991

Обращение в Европейский суд по правам человека

С первых дней ратификации Украиной Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в Европейский суд по правам человека из Украины пошел огромный поток заявлений с надеждой на скорое и справедливое решение. В некоторых случаях к написанию заявлений оказались вовлеченными юристы или адвокаты. Часто заявления составляли сами заявители, которые не имели вообще представления о праве. Результат для большинства заявителей оказался неожиданным: значительное количество заявлений было отклонено по техническим причинам (неполнота информации, отказ предоставить документы, отсутствие сведений о законодательстве, которое было применено и т.п.) или было признано Комиссией, а позже Судом неприемлемыми. Украина не оказалась оригинальной и пошла тем же путем, который прошли все европейские государства в их общении с Судом. Достаточно вспомнить, что в 1960 году, когда Европейский суд по правам человека только начинал работу, с первых 713 заявлений было отклонено 710. И в последующие годы процент отклоненных заявлений остается достаточно высоким.

 

Причина сложившейся ситуации заключается в непонимании или недооценке роли и места Европейского суда по правам человека. Суд - это не политический орган, которыми являются многие из существующих органов по защите прав человека, а орган для решения переданных ему споров на основе права. Именно с этим связано особое значение юридических процедур, закрепленных в Конвенции и в Регламенте Суда. Незнание таких процедур, как и их игнорирование, могут существенно затруднить обращение в Суд для защиты прав человека и основных свобод.

Европейский Суд по правам человека (далее - Суд или ЕСПЧ) является одной из основных международных правозащитных институций общеевропейской системы защиты прав человека. Решения и рекомендации Европейского Суда по правам человека влияют на становление, реформирование и модернизацию современных национальных правозащитных систем, на практическое применение европейских правовых стандартов при принятии решений национальными судами. Влияние решений этого Суда сказывается и на формировании национальных стандартов и норм защиты прав человека в Украине.

 

ЧТО ИМЕННО МОЖЕТ БЫТЬ ОБЖАЛОВАНО В ЕСПЧ?

В Европейском суде по правам человека (далее - ЕСПЧ) можно обжаловать только нарушение государством в лице его органов, учреждений, организаций, должностных лиц или других властных субъектов прав человека или основных свобод, которые предусмотрены Европейской Конвенцией о защите прав и основных свобод человека и Протоколов к ней.

К таким правам, например, относятся право на жизнь, запрет пыток и другого бесчеловечного обращения, право на свободу передвижения, право на свободу ассоциаций, право на справедливый суд, право на свободу выражения взглядов и вероисповедания и т.д. Более подробно на сайте Министерства юстиции www.minjust.gov.ua или Суда www.echr.coe.int

Помните, что ЕСПЧ не является четвертой инстанцией и не пересматривает решения украинских судов по существу.

Нельзя жаловаться в Суд только на том основании, что лицо не удовлетворено решением национального суда.

Перед обращением в Суд ОБЯЗАТЕЛЬНО следует проконсультироваться с юристом, имеющим опыт ведения таких дел.

Ответчиком в Суде всегда является правительство государства, против которого подается заявление.

Украину в качестве ответчика в ЕСПЧ представляет Правительственный уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека.

Право подачи индивидуальных заявлений является одним из наиболее эффективных средств защиты прав человека, существенным элементом контрольного механизма, который был установлен Европейской конвенцией. Європейський суд по правам человека с пониманием относится к тем сложностям, которые могут возникнуть у заявителей в различных странах-членах Совета Европы, и поэтому он придерживается процедуры, которая максимально облегчает процесс обращения к нему. Как провозглашал Суд еще в деле «Ringeisen v. Austria», «индивидуальные жалобы в девяти случаях из десяти пишут неграмотные люди и без помощи юриста, поэтому строгое соблюдение формальных предписаний привело бы к несправедливым последствиям». И несмотря на это, даже Страсбургская правозащитная система требует понимания относительно правоприменения. Так же как и в местных судах, ошибка при подаче заявления в Европейский Суд может навредить интересам заявителя и в худшем случае стать причиной проигрыша дела.

 

Итак обратим внимание на некоторые важные моменты:

 

1. Европейский суд по правам человека НЕ ЯВЛЯЕТСЯ апеляционной инстанцией.

Статистика указывает на то, что в Суд регулярно поступают заявления относительно того, что местные суды неадекватно восприняли факты дела либо не приняли важные, с точки зрения заявителя, ходатайства. Обычно такие заявления основаны на факте нарушения ст. 6 Европейской конвенции по правам человека.

Целью деятельности суда является обеспечение соблюдения положений Конвенции и ее протоколов. Суд не имеет функции исправления ошибок местных судов по применению национального законодательства. Также в полномочия суда не входит оценка доказательств. Неправильным является восприятие Европейского суда как «четвертой инстанции», в которую бы все аспекты дела могли передаваться на рассмотрение. Заявления, в которых декларируется, что местные суды должны были бы принять другое решение (в пользу истца), признаются неприемлемыми, безосновательными и необоснованными.

На решение о неприемлемости не влияет, если в заявлении данное положение сформулировано как нарушение ст. 6 Конвенции. Указанная статья гарантирует только справедливое и публичное слушание определенных категорий дел перед независимым и беспристрастным судом. Также это положение не гарантирует эффективности местных судебных процедур.

 

2. Первое письмо в Европейский суд НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТАТОЧНЫМ для соблюдения правила шести месяцев.

Обычно в Суд поступают письма почти перед окончанием срока, предусмотренного ст. 35 § 1 Конвенции. Иногда эти письма также содержат утверждение, что обоснование заявления будут выложены потом. Также обычно прилагается копия решения местного суда.

Для того чтобы первое письмо в Европейский суд остановил отсчет шестимесячного срока для подачи заявления, необходимо, чтобы в нем содержалась подробная информация о сути заявления, иначе говоря, должны быть изложены факты, на которых базируется предположение о нарушении прав человека, также должно быть определено, какие права были нарушены, со ссылкой на статьи Конвенции и протоколы или без них. На официальном сайте Европейского суда по правам человека можно найти форму заявления и рекомендации по ее заполнению.

Суд трактует дату отправки письма со всей необходимой информацией как дату подачи заявления. Если письмо не имеет в своем содержании даты отправки, а дата на марке непонятна - датой подачи заявления будет определен день получения письма Канцелярией Суда. Заявление, переданное по факсу, будет принято лишь при условии, что в пятидневный срок оригинал заявления с подписями и печатями будет отправлен по почте.

Правило шести месяцев, предусмотренное ст. 35 § 1 Конвенции, является абсолютным и никаких исключений не может быть. Также необходимо добавить, что отсчет шестимесячного срока начинается с момента, когда истец узнал, или должен был бы узнать о решении последней инстанции локальной судебной системы. В теории отсчет начинается с даты оглашения решения, если слушание публичное; с даты отправления решения истцу - в случаях, предусмотренных местным законодательством.

 

3. Если суть заявления была изложена в процессе переписки с Судом, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО заполнить формуляр заявления.

Правило 47 § 1 Регламента Суда отмечает, что каждое индивидуальное заявление подается на бланке, предоставленном канцелярией, если председатель соответствующей секции не решит иначе. Формуляр заявления направляется канцелярией после получения первого письма от заявителя. Также формуляр можно найти на сайте Европейский суд. Если все детали были полностью изложены в первом письме в Суд, то необязательно в дословной форме выкладывать их снова. В формуляре заявления достаточно будет сделать ссылку на письмо. Неполностью заполненные или не подписанные формуляры возвращаются заявителю. Последствия таких задержек считаются такими, что возникли по вине заявителя.

 

4. Адвокат, представляющий интересы заявителя, ДОЛЖЕН предоставить Суду письменное разрешение с целью подтверждения своих полномочий.

Правило 45 § 2 Регламента Суда отмечает, что если заявители представлены в соответствии с правилом 36, то их представитель (представители) должны предоставить доверенность или письменное подтверждение полномочий выступать от имени заявителя. Никакой разницы между адвокатами, которые имеют лицензию, и другими представителями в этом случае не имеет. Если адвокат не предоставит документ с подтверждением полномочий, то слушание не состоится. В таких случаях канцелярия направляет напоминания. Это вызывает задержку в рассмотрении дела.

Канцелярия предоставляет формуляр для подтверждения полномочий представителями интересов заявителя. Его использование не является обязательным (в отличие от формуляра заявления), но рекомендовано. Заполнение этого формуляра (его также можно найти на сайте Суда) ускорит процесс аккредитации представителя.

Иногда возникают ситуации, когда заявитель уполномочил адвоката действовать от своего имени, но согласие адвоката не является очевидным согласно предоставленных Суду документов. Тогда Канцелярия обращается к заявителю, чтобы его адвокат подтвердил свое участие в деле. К этому моменту переписка Суда ведется непосредственно с заявителем.

 

5. Заявитель НЕ ИМЕЕТ дополнительных шесть месяцев, в течение которых он может подать заполненный формуляр, подтвердить полномочия своего представителя и дополнить свое заявление документами.

После получения первого письма от заявителя, Канцелярия отправляет ему в ответ письмо с текстом Конвенции, текст правил 45 и 47 Регламента Суда, объяснительную записку относительно заполнения формуляра, где разъясняется правило приемлемости заявлений и непосредственно формуляр заявления. Последний абзац этого письма содержит информацию относительно того, что формуляр заявления и сопутствующие документы, которые были присланы после определенного времени (после шести месяцев со дня первого обращения с письмом в Суд) будут считаться такими, что не требуют дальнейшего рассмотрения из-за отсутствия желания заявителя и вся предоставленная до этого времени информация будет уничтожена.

Это недопонимание возникает потому, что заявитель либо его представитель обращают внимание только на последний абзац. В основном тексте письма акцентируется тот факт, что последствиями беспричинных задержек будет санкция Суда, в результате которой датой принятия заявления будет дата получения заполненного формуляра заявления (или даже еще более поздняя дата, в случае если талон был полностью заполнен с первого раза), а не дата первого письма в Суд. Это может стать причиной того, что заявление будет подано позднее шестимесячного срока.

Пункт 17 пояснительной записки для лиц, заполняющих формуляр заявления в соответствии со ст. 34 Конвенции отмечает, что Суд рекомендует предоставить заполненный формуляр в период шести недель. Любая задержка с ответом или его отсутствие могут расцениваться как то, что заявитель более не заинтересован в продолжении производства по делу. Также есть возможность продлить этот срок, но в этом случае ответственность за риск, что Суд получит заполненный формуляр заявления после шестимесячного периода со дня последнего решения местного судебного органа, возлагается на заявителя.

После получения заявления Суд может запросить дополнительные документы. На это предоставляется определенный период времени. Если заявитель не успел предоставить необходимые документы в определенное время, это не означает, что его заявление сразу будет отклонено, но рекомендуется направить запрос о продлении срока, если не удается все документы собрать вовремя.

Надо отметить, что шесть месяцев, указанные в последнем абзаце письма от Канцелярии, это никак не период, предоставленный заявителю для предоставления всех документов. Он лишь означает, что заявление и предоставленная в этом деле информация будет храниться на протяжении этого времени в архиве Суда с момента последнего общения с заявителем. После этого материалы дела уничтожаются. Если заявитель возобновляет общение с Судом до истечения этого срока, но после длительного отсутствия активности с его стороны, он должен предоставить Суду объяснение своего молчания.

 

6. НЕ ВСЕ слушания могут быть проведены на официальном языке одного из государств, ратифицировавших Конвенцию.

Правило 34 § 1 Регламента Суда отмечает, что официальными языками Европейского суда по правам человека являются английский и французский.

Правило 34 § 2 дает возможность подать заявление и сопутствующие документы на языке одного из государств, ратифицировавших Конвенцию. Такое правило действует до принятия решения о приемлемости заявления. Но в связи с подготовкой к упрощению процедур Суда, предусмотренных Протоколом № 14, использование английского или французского языка стало обязательным на ранних стадиях, а именно с даты, когда о заявлении сообщается государству-ответчику. Обязательство в дальнейшем использовать один из официальных языков Суда касается только ходатайств, поданных истцом или от его имени. Это означает, что истец не должен предоставлять перевод документов с локального суда, за исключением случаев, когда эти документы напечатаны не на официальном языке одного из государств, ратифицировавших Конвенцию.

В соответствии с Правилом 36 § 5 адвокат или другой утвержденный представитель, или сам заявитель, если он обращается с просьбой позволить ему представлять свое дело лично, и если он не имеет достаточных навыков высказываться одним из официальных языков Суда, может получить разрешение председателя палаты пользоваться одним из официальных языков Договаривающихся Сторон.

 

7. Правило 39 Регламента НЕ ВСЕГДА касается предписаний Суда, которые будут действовать с момента начала слушания и вынесения решения.

Правило 39 Регламента Суда (временные меры) провозглашает: «Палата или, когда это целесообразно, ее председатель, может по просьбе стороны или любого другого заинтересованного лица либо по собственной инициативе указать сторонам, какие временные меры, по ее мнению, следует предпринять в интересах сторон или в интересах надлежащего производства по делу». Это непосредственно касается временных мер.

На практике меры, предусмотренные Правилом 39, применяются в случаях, когда истец в случае их неприменения понесет непоправимые потери, которые материальная компенсация по закрытию дела не сможет удовлетворить. Это может произойти, например, в случаях экстрадиции в страны, не являющиеся сторонами Конвенции, если было нарушение ст. 2 или 3 Конвенции или Протокола № 6.

Таким образом не имеет смысла призывать к применению этого правила для приостановления тюремного срока, в случае временного или постоянного закрытия строительного проекта или проблемы прогресса в деле оказания социальной помощи.

 

8. Лицо заявителя ОБЯЗАТЕЛЬНО сообщается государству-ответчику.

За исключением аспектов, предусмотренных ст. 38 п. 2 Конвенции, процедура в Европейском Суде публичная. Правило 47 § 3 Регламента Суда предусматривает возможность для заявителей, которые не желают раскрывать свою личность перед общественностью, отметить и также изложить причины для оправдания такого отступления от обычного порядка доступа общественности к информации относительно производства в Суде. Председатель палаты может дать разрешение на анонимность в исключительных и должным образом обоснованных случаях. Но даже получение такого разрешения не дает права скрывать личность истца от государства-ответчика. Копии заявления и всех сопутствующих документов направляются представителю государства-ответчика.

 

9. Запрос на получение денежной компенсации в формуляре заявления в СООТВЕТСТВИИ с процедурой.

Согласно ст. 41 Конвенции, если Суд признает факт нарушения Конвенции или протоколов к ней, и если внутреннее право соответствующей Высокой Договаривающейся Стороны предусматривает лишь частичное возмещение, Суд, в случае необходимости, предоставляет потерпевшей стороне справедливую сатисфакцию.

Если рассматривать процедуру Суда такой, какой она есть сейчас (без предусмотренных Протоколом №14 изменений), то заявитель должен заявить о желании получить справедливую сатисфакцию после принятия решения о приемлемости заявления. Правило 60 § 1 Регламента Суда отмечает, что заявитель, который желает добиться присуждения справедливой компенсации, должен сделать для этого специальное заявление. На это отводится два месяца с момента принятия решения о приемлемости заявления.

В условиях новой, более упрощенной процедуры, предусмотренной Протоколом № 14, заявитель должен изъявить желание о присуждении справедливой компенсации после того, как содержание заявления будет сообщено государству-ответчику. Канцелярия уведомляет заявителя о возможности выявить такое желание и соответствующие сроки в письме. Суд не принимает во внимание желание присудить справедливую компенсацию на ранней стадии процесса и которое не было повторно внесено на необходимом этапе, или которое было внесено после указанного в Регламенте Суда периода. Заявитель должен предоставить подробный перечень претензий с соответствующими документами в пределах времени, определенного для предоставления заявителем доводов по существу дела, если только председатель палаты не решит иначе.

 

10. НЕ Апелляцию на постановление, А ХОДАТАЙСТВО о приемлемости заявления можно подать в Большую Палату.

Решение комитета об объявлении заявления неприемлемым или об исключении его из реестра дел является окончательным (ст. 28 Конвенции). В ст. 43 отмечается, что в течение трех месяцев от даты принятия решения палатой любая из сторон в деле может в исключительных случаях обратиться с ходатайством о передаче дела на рассмотрение Большой палаты. Это ходатайство будет принято коллегией в составе пяти судей Большой палаты, если дело поднимает серьезный вопрос, касающийся толкования или применения положений Конвенции или протоколов к ней, или другой серьезный вопрос общего значения.

Однако постановление о приемлемости заявления не является «решением» в том значении, в котором оно использовано в ст. 43. Это подтверждается ст. 45, где разграничиваются понятия решения по делу и постановления о приемлемости или неприемлемости заявлений.

Подытоживая изложенные выше факты, хотелось бы отметить, что гражданам и их представителям надо обращаться в Европейский Суд по правам человека только в случаях наличия серьезного нарушения их прав, предусмотренных Конвенцией. Отсутствие достаточной информированности населения о функциях и процедур Страсбургского Суда вызывает значительную перенасыщенность Суда заявлениями, которые являются очевидно неприемлемыми. Ответом на эту проблему стало внесение Протокола №14, который предлагает поддержать новый критерий приемлемости - существенность причиненного вреда.